ЛЕКЦИЯ 5

Физиолого-педагогическая характеристика физических упражнений. Врачебный контроль и самоконтроль за физическим развитием. Оценка физической подготовленности, восстановительные мероприятия. Профилактика спортивного труда и оказание первой помощи.

Коренная перестройка образования, обусловленная социально-экономическим развитием страны, неосуществима без решения проблем, связанных с физическим воспитанием молодого поколения.

Указ Президента Украины, Закон о физическом развитии населения Украины, Постановления кабинета Министров Украины и последующие за ними приказы и инструкции Министерства образования о физическом воспитании в вузах нацеливают нас поставить дело так, чтобы каждый гражданин Украины с молоду заботился о своем здоровье, физическом развитии и совершенствовал бы свои навыки и умения при занятиях физическими упражнениями и спортом, чтобы каждый обладал знаниями в области гигиены и медицинской помощи, вел здоровый образ жизни.

Важное значение в этом деле принадлежит комплексной программе по физическому воспитанию как школьников, учащихся ПТУ, так и студентов вузов, которая нацелена на поддержание и укрепление здоровья занимающихся, на повышение их физической подготовленности.

Необходимо разъяснять занимающимся физическими упражнениями и спортом и их родителям, что эти занятия не их личное дело, а общественный если хотите национальный долг.

Среди актуальных проблем физического воспитания значительное место занимает такая специфическая проблема, как развитие основных физических (двигательных) качеств. Важную роль здесь здесь играют не только пути их развития и совершенствования, но и средства их контроля, особенно педагогического.

Задача последнего состоит в необходимости ознакомиться с вопросами решаемыми с помощью педагогических наблюдений, познакомиться с методами и организацией их проведения. Такие наблюдения могут проводиться не только во время занятий или тренировки, но и до и после них.

Основная задача этих наблюдений - совершенствование учебно-тренировочного процесса с целью получения наилучшего эффекта. Такая задача может быть решена плодотворно с участием врача, хорошо знающего спорт, методы планирования, а педагог-тренер, в свою очередь, должен обладать необходимыми медицинскими знаниями. При этом тренер должен четко представлять какие сведения он может получить с помощью врача и какие самостоятельно. Такие наблюдения в естественных условиях спортивной деятельности, проводимые совместно с врачом позволяют оценить физическую подготовленность и специальную тренированность спортсмена, оценить правильность используемых методик и режима тренировок, предупредить перенапряжения, переутомление и перетренерованность. Исходя их вышеизложенного, эти наблюдения следует называть врачебно-педагогическими.

Важнейшей задачей врачебно-педагогического контроля является уточнения в планировании учебно-тренировочного процесса, дозировка физических нагрузок в недельном цикле, определения длительности интервалов отдыха между упражнениями и тренировками, нахождение наиболее рационального сочетания различных средств тренировок и т.п.

Практическая реализация врачебно-педагогического контроля осуществляется в системе специально реализуемых проверок, включаемых в содержание занятий по физическому воспитанию, либо тренировочных занятий.

Такие проверки позволяют вести систематический учет по двум наиболее важным направлениям:

Существующие методы врачебно-педагогического контроля можно разделить на две группы:

В системе педагогического контроля за усвоением техники двигательных действий, осуществляемого в процессе занятий преподавателями физического воспитания, принято различать три вида проверок (контроля):

Особое место при проведении педагогического контроля занимает медицинское обеспечение - одно из решающих условий рационального использования средств физической культуры и спорта, высокой эффективности проведения учебно-тренировочных занятий.

Медицинское обеспечение способствует реализации принципа оздоровительной направленности системы физического воспитания и осуществляется в виде врачебного контроля.

Врачебный контроль - научно-практический раздел медицины, изучающий вопросы физического развития, функционального состояния и состояния здоровья человеческого организма в процессе занятий физическими упражнениями и спортом. Врачебный контроль является основным разделом спортивной медицины, имеющей свои четко определенные принципы и задачи.

Главная задача врачебного контроля - обеспечение правильности и высокой эффективности учебно-тренировочных занятий и спортивных мероприятий. Задача врачебного контроля - ознакомить студентов с основными вопросами медицинского контроля.

Выполнение этой задачи облегчается тем, что на практических занятиях студенты уже получают некоторые представления об основных методах контроля. Однако, следует учитывать, что в настоящее время все болшее число людей, причем, различного возраста охвачено занятиями физическими упражнениями и спортом. Это обстоятельство требует от них более глубоких знаний в области медицины, поскольку не все из них находятся под контролем преподавателя-тренера на занятиях (чаще) или врача (реже).

Цель врачебного контроля является всемерное содействие эффективности процесса физического воспитания, правильному использованию средств физической культуры. Он призван исключить все условия, при которых могут появляться отрицательные воздействия от занятий физическими упражнениями и спортом на организм занимающихся.

Врачебный контроль является обязательным условием предупреждения травматизма, сохранения здоровья человека, долголетия, творческой активности и осуществляется в соответствии с "Положением о врачебном контроле за физическим воспитанием в вузе".

Основные задачи врачебного контроля:

  1. определение состояния здоровья занимающихся и решение вопросов допуска их к занятиям в различных формах и группах;
  2. осуществление врачебного контроля на занятиях по физическому воспитанию и спортом;
  3. диагностика функционального состояния;
  4. оценка физического развития и выявление заболеваний и травм;
  5. медицинское обеспечение соревнований;
  6. агитация и пропаганда физической культуры среди населения.


Основные формы врачебного контроля.


Врачебный контроль в вузе проводится в следующих формах:

Для занимающихся физическими упражнениями и спортом по государственным программам (согласно учебному расписанию) медицинское обследование проводят перед началом учебного года один раз в год -первичное. -Для занимающихся спортом 3-4 раза в год.

Ежегодные врачебные осмотры студентов позволяют изучить состояние здоровья, физического развития и функциональных способностей важнейшие систем организма, а также установить медицинскую группу занимающихся студентов.

Установленное многолетней практикой врачебного контроле распределение занимающихся на группы:

оно позволяет правильно дозировать физические нагрузки в процессе занятий по физическому воспитанию в соответствии с состоянием здоровы занимающихся.

Занятия физическими упражнениями должны проводиться под контролем врача, но прежде всего под контролем тренера-преподавателя по физическому воспитанию. Врачебно-педагогические наблюдения непосредственно в процессе учебно-тренировочных занятий позволяют выяснить условия и методику занятий, подготовленность занимающихся, выполнение ими гигиенических правил, определить недочеты в организации учебных занятий, позволяют обеспечить всестороннее физическое развитие студентов.

На соревнованиях медицинское обслуживание осуществляют спортивные врачи. На соревнованиях они входят в состав судейской коллегии. Без врача ни одно соревнование не может проводиться.


Самоконтроль занимающихся за состоянием своего здоровья. Показатели самоконтроля.


Самоконтроль - это регулярные самостоятельные наблюдения занимающихся за состоянием своего здоровья, физического развития, за влиянием на организм занятий физическими упражнениями и спортом. Сегодня уже никто не сомневается в целесообразности самоконтроля. Правда многие спортсмены, даже высокого класса, его игнорируют. Одна из причин этого большой объем информации, которую следует записывать в дневник самоконтроля. Самоконтроль существенно дополняет сведения, полученные при врачебном обследовании и педагогическом контроле.

Он имеет не только воспитательное значение, но и приучает более сознательно относиться к занятиям, соблюдать правила личной и общественной гигиены, режима учебы, труда, быта и отдыха.

Это связано с тем, что, во-первых, регулярные врачебные осмотры проводятся один раз в год и в период между ними сведения о состоянии здоровья студентов отсутствуют. Во-вторых, постоянное фиксирование субъективных и объективных показателей самоконтроля способствуют оценке физического состояния занимающихся. Кроме того, они помогают тренеру-преподавателю, самим занимающимся контролировать и регулировать правильность подбора средств, методику проведения учебно-тренировочных занятий.

Субъективные показатели оцениваются по 5-ти балльной системе. Подобная форма самоконтроля требует от занимающихся минимальной затраты времени - не более 5-10 минут ежедневно, при этом дает ценные сведения.

При занятиях физическими упражнениями по учебной программе, а также в группах здоровья и спортивного совершенствования можно ограничиться такими субъективными показателями, как например:

Объективные показатели:


Оценка физического развития, состояния здоровья и физической подготовленности.


В процессе занятий физическими упражнениями, участия в спортивных и физкультурно-оздоровительных мероприятиях рекомендуется преподавателям-тренерам, инструкторам по спорту и самим занимающимся переодически оценивать уровень своего физического развития и физической (функциональной) подготовленности.

Оценка физического развития проводится с помощью антропометрических измерений, а также методом расспроса и наружного осмотра. Антропометрические измерения дают возможность определить уровень и особенности физического развития, степень соответствия полу и возрасту. Метод наружного осмотра позволяет при оценке физического развития изучить особенности телосложения и состояния опорно-двигательного аппарата, оценить особенности осанки (положение плеч, лопаток, форму спины и позвоночника, грудной клетки), определить подвижность в суставах, оценить развитие мускулатуры рук и ног.


Существенные показатели физического развития



Некоторые показатели физического развития позволяют получить данные о состоянии здоровья обследуемого. Более подробное и полное определение состояния здоровья производится с помощью объективных методов исследования с помощью объективных методов исследования функции важнейших органов и систем организма.

Одним из таких методов оценки состояния здоровья является лабораторные исследования. К ним относятся анализ крови, мокроты, мочи и других составляющих частей и выделений организма. Вышеперечисленные анализы проводятся при заболеваниях для определения диагноза болезни и проверки эффективности лечения.

При изучении влияния физических нагрузок на различные органы и системы организма, часто для оценки функционального состояния человека используют функциональные пробы.

Функциональные пробы весьма многочисленны. Выбор наиболее подходящих для конкретного обследования определяется поставленными задачами. Наиболее широко функциональные пробы проводятся в процессе медицинского контроля за физической подготовкой спортсменов.

Для оценки степени воздействия тренировочной нагрузки на организм обычно проводится оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы, которая осуществляется пульпаторным методом исследования пульса, который позволяет выявить изменения частоты сердечных сокращений (ЧСС). Проводится путем наложения подушечек пальцев рук на лучевую артерию, на сонную артерию или определяется по верхушечному толчку сердца.

Оценка функционального состояния системы внешнего дыхания осуществляется по величине максимальной вентиляции легких (МВЛ), на которую оказывают влияние состояние дыхательных мышц и сила их выносливости.

Оценка функциональной подготовленности осуществляется с помощью физиологических проб (тестов) ССС и дыхательной системы. Это и одномоментная проба с приседанием (20 приседаний за 40 с) и ЧСС за 15с с пересчетом на 1 мин сразу после окончания приседаний. 20 ударов пульса и менее - отлично, 21 - 40 - хорошо, 41 - 65 - удовлетворительно, 66-75 - плохо.

Проба Штанге (задержка дыхания на вдохе). Средний показатель - 65с.

Проба Генчи (задержка дыхания на выдохе). Средний показатель - 30с.

При заболевании органов кровообращения и дыхания, после инфекционных и других заболеваний, а также после переутомления продолжительность задержки дыхания на вдохе и выдохе уменьшается.


Контроль и аттестация студентов по физическому воспитанию.


В целях регулярной работы по повышению объема знаний по учебным дисциплинам проводится аттестация каждого студента в процессе обучения. Аттестация дисциплинирует не только обучающегося, но и обязывает преподавателя строго соблюдать логическую последовательность в обучении, поддерживать постоянную связь со студентами.

Любая самая совершенная методика проведения занятий по физическому воспитанию может дать положительный результат только при строгом контроле за воздействием физических нагрузок на организм занимающихся.

С одной стороны контроль должен охватывать педагогический круг вопросов, с другой стороны - функционально-физиологический.

Проверка воздействия физических нагрузок, используемых на занятиях по физическому воспитанию, является надежным средством показания отклонений в состоянии здоровья или снижению показателей физического развития и физической подготовленности.

Учет и регистрация показателей развития физических качеств и контроля за результатами воздействия физических нагрузок на учебно-тренировочных занятиях позволяют сравнить данные врачебных оценок с результативностью двигательной деятельности занимающихся студентов. Контроль желательно проводить ежемесячно. С этой целью можно использовать методы врачебно-педагогического контроля:

Несмотря на то, что каждая проба или метод не достаточно информативны, в динамике ежемесячного контроля в комплексе друг с другом они обеспечивают надежный контроль за воздействием физических нагрузок на занятиях при сочетании педагогического контроля со специально разработанными тестами для развития физических (двигательных) качеств (сила, скорость, выносливость), а также уровня физической работоспособности.

Таким образом, важным компонентом комплексного врачебного обследования студентов, наряду с оценкой состояния здоровья, является тестирование общей работоспособности. С помощью тестирования определяются функциональные возможности организма, выявляются слабые звенья адаптации к физическим нагрузкам, уточняется диагностика отклонений в состоянии здоровья, осуществляется контроль за динамикой функционального состояния на отдельных этапах учебного процесса, что позволяет вносить необходимые коррективы в ход учебного процесса.

Для оценки физической подготовленности часто используют методы визуального наблюдения. Это прежде всего методы:

  1. определения функционального состояния нервно-мышечной системы с помощью динамометрической оценки силы кисти и становой силы;
  2. определение функционального состояния дыхательной сферы нервной системы с помощью определения максимальной частоты движения верхней конечности;
  3. определение координационной функции нервной системы - определение способности сохранять равновесие.

Очень важным моментом при проведении функциональных проб с физической нагрузкой является качество их выполнения. Необходимо следить, чтобы проба была проведена за отведенное время с достаточной интенсивностью. Функциональная проба должна выполняться добросовестно.

В практике физического воспитания при комплексном обследовании для определения физического состояния или физической (функциональной) подготовленности используются тесты или батареи тестов.

Тест - это оценка физического состояния или физической подготовленности (способности) занимающегося.

Тесты должны отвечать специальным требованиям:

Тесты, удовлетворяющие этим требованиям называют добротными.

Тесты, в основе которых лежат двигательные задания, называют двигательными (моторными).

Различают три группы тестов:

  1. Контрольные упражнения - это могут быть дистанции бега, либо время пробегания дистанций.
  2. Стандартные функциональные пробы - это регистрация ЧСС, оценка скорости пробегания дистанций при частоте сердечных сокращений 160 уд/мин.
  3. Максимальные функциональные пробы.

При самой строгой стандартизации результаты теста должны обладать достаточной надежностью, т.е. высокой степенью совпадения результатов при повторном тестировании одних и тех же людей в одинаковых условиях.

Существуют несколько причин, снижающих надежность теста, вызывающих вариации тестов:

При оценке надежности теста предпочтителен дисперсионный анализ с последующим расчетом внутри классовых коэффициентов корреляции. Существуют вариации результатов от испытуемого к испытуемому, ото дня ко дню, от попытки к попытке и т.д.

Чтобы увеличить надежность теста, надо увеличить его длину, т.е. увеличить число серий. Поскольку коэффициент надежности вариативен, необходимо всегда указывать как и на ком проводится тест.

Важнейшей характеристикой теста является его информативность. Информативность теста - это степень точности, с которой тест измеряет свойство, для оценки которого он используется. Информативность иногда называют валидностью. Информативность теста предполагает ответ на два частных вопроса:

Тест, используемый для определения состояния здоровья на момент обследования, называют диагностическим. Если по результатам тестирования хотят сделать вывод о возможных будущих показателях физического состояния, то такие тесты называют прогностическими.

Информативность чаще всего на практике определяется эмпирически, в этом случае результаты теста сравнивают с некоторыми критериями. Чаще всего критериями служат:

Для оценки информативности теста на практике рассчитывают коэффициент корреляции между тестом и принятыми критериями. Такой коэффициент называют коэффициентом информативности, который сильно зависит от надежности теста и критерия.

Тест с низкой надежностью мало информативен.

При использовании тестов следует руководствоваться следующими правилами:

  1. тест должен соответствовать анатомо-физиологическим и функциональным возможностям испытуемого;
  2. необходимо использовать простые по биомеханической структуре тесты;
  3. перед выполнением тестов у испытуемых должна создаваться хорошая мотивационная установка;
  4. для комплексной проверки необходимо использовать батарею тестов;
  5. оценке физической подготовленности должно предшествовать ее тестирование;
  6. выполнение тестов (их реализация) должно занимать от одного до трех учебных занятий.

При проведении тестирования необходимо соблюдать следующий порядок проведения тестов:

  1. 1. На гибкость.
  2. На быстроту.
  3. На силу.
  4. На скоростную выносливость.
  5. На силовую выносливость
  6. На физическую работоспособность.
  7. На общую выносливость.

Возможность оценки физического состояния испытуемых существенно расширяется, если в процессе использования тестовых программ регистрировать физиологические параметры.


Виды восстановительных мероприятий.


Все средства восстановления подразделяются на: педагогические, психологические и медико-биологические.


Возникновение и развитие массажа.


Массаж как лечебное средство известен уже из глубокой древности. Его знали и применяли все народы мира. Ни один народ как в далеком прошлом так и в настоящем не может себе одному приписать честь открытия и разработки методики массажа.

Слово "массаж" трактуется по-разному. По латыни "massa" прилипающее к пальцам, по-гречески "masso" - сжимать руками, по-арабски "masch" - нежно надавливать, ощупывать. Все эти термины правильно отображают сущность приемов массажа.

В древней Руси при ревматической боли и при травмах растирали разминали суставы и мышцы, широко применяли растирание всего тела особенно в банях при купании.

В VI в. н. э. Впервые в Китае был создан государственный мединститут где студентам преподавали массаж как обязательную дисциплину.

В Древней Индии в мед. трактатах "Аюрведы" (знание жизни) за 1600 ле до н. э., изложены подробно приемы массажа.

В Египте, Ливии, Нубии массаж был известен еще за 12 веков до н.э (наскальные рисунки, папирусы).

Первым пропагандистом массажа в Греции был Геродикос (484 - 425 гг. до н.э.). В древней Греции считали, что массаж имеет большое значение не только в медицине, но и в быту, в школе, армии, спорте.

В эпоху процветания Рима массаж входил в систему физического воспитания юношей.

В Х и XI веках развитие массажа в странах Малой и Средней Азии определило своеобразную технику и методику его проведения, получившей название "восточный массаж". Большую роль в развитии и методическом обосновании массажа сыграл Петр Линг (1776-1839)- основатель "шведской" системы гимнастики. Развитие массажа способствовало развитию ЛФК. Идея сочетания лечебной гимнастики и массажа принадлежит русскому профессору П.Ф. Лесгафту (1837-1909).


Виды и средства массажа.


Научно обоснованно определились четыре основных его направления сложившиеся в определенные виды или системы:

Наиболее древним является лечебный массаж. Сущность его заключается ] механическом воздействии на ткани организма в виде поглаживания растирания, разминания, вибрации. Механические воздействия можно производить руками (мануальный массаж) или с помощью специальных аппаратов (аппаратный массаж).

Существует большое разнообразие приемов массажа (встряхивание гребневидное, надавливание, потряхивание, похлопывание, прерывиста вибрация, поколачивание, рубление, щипцеобразное разминание, валение сдвигание и т.д.). Используется в основном четыре группы приемов поглаживание, растирание, разминание, вибрация.

Массаж может быть общим, когда воздействие направлено на всю поверхность тела и местным (локальным (кисть, колено и т.д.)).Каждый из 4-видов массажа может быть общим и местным.

Аппаратный массаж применяется при всех видах массажа. Его разновидностями являются:

Вибрационный или сейсмотерапия использует метод механически колебаний. Применяют вибраторы различных конструкций для местного и для общего воздействия.

Гигиенический массаж служит для укрепления здоровья, сохранения высокой работоспособности, предупреждения заболеваемости организма Применяется обычно в сочетании с утренней гимнастикой.

Косметический массаж предназначен, в основном, для ухода за кожей Способствует свежести и эластичности кожи, предупреждает ее увядание Косметический массаж подразделяют на профилактический и лечебный.


Общие сведения о спортивном массаже.


Спортивный массаж применяется в системе физического воспитания и спорте и является средством повышения спортивного мастерства. Его применяют в период учебно-тренировочного процесса для совершенствования психофизических качеств и повышения работоспособности спортсмена, в тех звеньях опорно-двигательного аппарата, от которых в период соревновании потребуется наибольшее напряжение -тренировочный массаж (общий н местный) применяется как дополнительное средство тренировки. Длительность общего массажа до 1 часа, местного до 30 мин.

Перед спортивными выступлениями применяют предварительный массаж с целью разминки (согревающий) длится 15-20 мин., проводится медленно, глубоко и длительно. Заканчивается за 5 мин. до соревнований. Обычно выполняется 2-3 приема (поглаживание, растирание). Предстартовый массаж - возбуждающий, либо успокаивающий.

Снятию нервного возбуждения и быстрому восстановлению работоспособности после нагрузок способствует восстановительный массаж.

Наибольший эффект дают ежедневные сеансы: первый через 15-20 мин. после окончания спортивной деятельности, второй через 1.5 - 2 часа после тренировки. По окончании массажа - горячий чай или ванна.


Классификация массажа.







Сущность и механизм влияния физических факторов


Механизм действия физических факторов на организм представляет co6oй гамму сложных процессов, развивающихся в целостном организме под влиянием пусковой энергии того или иного физического фактора путем включения отдельных функциональных систем вплоть до клеточного и субклеточного уровня.

Электричество, свет, теплота, звуковые колебания механическая и другие виды энергии воздействуют на организм через кожу слизистые оболочки, органы чувств (достантные анализаторы), сосуды и другие ткани и органы, раздражая заложенные в них многочисленные рецепторы.

Поглощенная тканями энергия является начальным звеном формирования (образования) нервно-рефлекторного и нейрогуморального механизмов. По нервным рецепторам импульсы эфферентными путями (чувствительными поступают в структуры мозга. Часть импульсов достигает только подкорковых образований и не участвует в механизме регуляции. Другая часть из корковых и подкорковых образований трансформируется в виде энергии по эфферентным (двигательным) путям и передается в органы и ткани.

Этот процесс связан с включением гормональных регуляторов, обеспечивающих транспортировку гормонов к тканям и клеткам, что изменяет тканевой метаболизм (обмен веществ) и состояние гомеостазиса.

Таким образом, действующий на организм физический фактор, изменят состояние внутриклеточного метаболизма, создает новый энергетический уровень, потенциал которого стимулирует жизнедеятельность клеток, меняя и реактивность, повышая сопротивляемость организма, способствует развитию защитных и компенсаторных механизмов. Физические факторы действуют на кожу или другие ткани и органы силой своих раздражителей, они тренирую механизмы защиты и резервные силы организма. Не вызывая болезненных ощущений, физические факторы обладают успокаивающим, болеутоляющим действием.


Сущность массажных воздействий на организм.


Действующим физическим фактором массажа на организм являются механические раздражения, наносимые тканям специальными приемами поглаживания, растирания разминания, вибрации. Раздражители возбуждают механорецепторы, которые распределены по всему телу (рецепторы кожи, рецепторы мышечно-суставного аппарата и рецепторы внутренних органов баррорецепторы на стенках сосудов).

Устройство механорецептрров весьма разнообразно. Они имеют форму волосков, спиралей, пластинок и т д. механические раздражители деформируют нервные окончания, что обуславливает появление рецепторного потенциала и, в свою очередь, возникновение ионных токов. Рожденные нервные импульс поступают в ЦНС, информируя ее о возбуждении рецептора. Следовательно механическая энергия массажных манипуляций превращается в энергию нервного возбуждения в форме центростремительных (афферентных) импульсов.

Механорецепторы иногда называют тактильными рецепторами. Наружная поверхность кожи представляет собой обширное рецепторное поле. Различают четыре вида кожной чувствительности: тепловую, холодовую, болевую и тактильную.

Массаж, вызывая деформацию кожи и изменения степени натяжения мышц, служит источником мышечно-суставного чувства.

В механизме действия массажа на организм играет роль гуморальный фактор. Вызывая образования тепла в тканях (результат преобразования механической энергии в тепловую), массаж действует как термический раздражитель, возбуждая тепловую рецепторную систему, которая в свою очередь, воздействуя на сосудорасширяющие нервы, вызывает рефлекторное изменение просвета сосудов, снижая артериальное давление.

Прямое механическое воздействие массажа сказывается на функции мышечных капилляров, стенки которых обладают самостоятельной сократимостью за счет перицитов, расположенных в стенках капилляров. Перициты способны изменять просвет капилляров - они могут полностью закрываться, суживаться и расширяться.

Массаж оказывает многостороннее влияние на органы и системы организма (на ЦНС, систему кровообращения и лимфоклеток, обмен веществ и другие жизненно важные функции).

Массаж оказывает на кожу многообразное влияние, улучшает трофические процессы, очищая кожу от слущивающихся клеток эпидермиса, стимулирует секреторную функцию потовых и сальных желез, улучшая сократительную функцию кожных мышц, способствуя эластичности и упругости кожи. Под влиянием массажа кожи рефлекторно наступают изменения во внутренних органах (живот - повышение кислотности; ручная вибрация в области сердца -расширяет границы сердца).

Влияние на ЦНС. Усиливает ее регулирующую и координирующую функцию, стимулирует регенеративные процессы. Массаж оказывает выраженное влияние на периферическую нервную систему, улучшает динамику основных нервных процессов, улучшая кровоснабжение, окислительно-восстановительные и обменные процессы в нервной ткани.

Массаж благотворно влияет на сердечно-сосудистую систему. Благодаря массажу кровь оттекает от внутренних органов к поверхности кожи и к мышечным пластам, наступает умеренное расширение периферических сосудов, облегчается работа сердца, улучшается сократительная способность сердечной мышцы, устраняются застойные явления в малом и больших кругах кровообращения. Массаж стимулирует кроветворную функцию, способствую повышению содержания в крови гемоглобина и эритроцитов.

Массаж активно влияет на газообмен, минеральный и белковый обмен увеличивая выделения из организма минеральных солей - натрия хлорида фосфора, азотистых органических веществ мочи - мочевины, мочевой кислоты Это положительно сказывается на функции внутренних органов и жизнедеятельности организма. Под действием массажа в коже образуются продукты белкового обмена - гистамин, ацетилхолин, которые током крови разносятся по всему организму.

Таким образом, в основе механизма действия массажа лежат сложные взаимообусловленные рефлекторные нейрогуморальные и нейроэндокринные процессы, регулируемые высшими отделами ЦНС.


Профилактика спортивного травматизма и заболеваний.


Важными задачами предупреждения спортивного травматизма являются:

Существуют внутренние факторы, вызывающие спортивные травмы -состояние утомления, переутомления, перетренировка, хронические очаги инфекций, индивидуальные особенности организма, возможные перерывы в занятиях.

При занятиях физическими упражнениями и спортом возможны различные виды травм:

В спортивном травматизме отмечается преимущественно поражение суставов - 38%, много ушибов - 31%, переломы - 9%, вывихи - 4%. В зимний период травм больше (до 51%), чем в летний период (21,8%), а в межсезонье (в закрытых помещениях) - 27,5%.


Оказание первой помощи при повреждениях, переломах и вывихах.


Перелом - это нарушение целостности кости, характеризующееся резкой болью при любом движении и нагрузки на конечность, изменением формы конечности, нарушением ее функций, отечностью, кровоподтеком.

Перелом нередко сопровождается кровотечением, смещением отломков кости, шоком и др. явлениями.

При переломах костей явных, закрытых или даже при подозрении на них первая помощь сводится к наложению транспортных или мобилизующей шины из подсобногно материала, которая должна надежно фиксировать область перелома. К врачу.

Вывих - это смещение соприкасающихся в полости сустава костей с выходом одной из них через разрыв капсулы из полости сустава в окружающие ткани.

При различных вывихах первая помощь - местное холодовое обезбаливание на область поврежденного сустава. Дать обезболивающие средства (анальгин, пирамидон или др.) к врачу.


Основные правила остановки кровотечения.


  1. Приподнятое положение поврежденной части тела по отношению к туловищу.
  2. Прижатие кровоточащего сосуда давящей повязкой.
  3. Прижатие артерии к костному ложу.
  4. Фиксирование конечности.
  5. Наложение жгута.

Кровотечение бывает: капиллярное (остановка обычной повязкой); венозное (остановка тугой повязкой); кровотечение мелких артерий, артериальное.

При артериальном кровотечении (фонтан крови) на конечность накладывают жгут выше раны и фиксируют время его наложения (не более 1,5 часов) и срочно отправляют в медучреждение к врачу.

Чтобы избавиться от нее необходимо мышцу заставить сокращаться, т.е. выполнять какую-либо физическую работу, особенно на следующий день, на те же мышцы. Боли в мышцах длятся несколько дней. Мышца теряет эластичность , становиться твердой - это явление меозит.

Возникает анемия (обескровливание) мозга, недостаточное снабжение его кислородом. Появляется резкое побледнение, слабость, головокружение, тошнота потеря сознания, исчезновение пульса. Пострадавшего необходимо уложить на спину, поднять вверх ноги (выше головы) обеспечив отток венозной крови к сердцу, улучшив снабжение головного мозга кислородом. Поднести к носу ватку смоченную нашатырным спиртом, для раздражения рецепторов.

Основная профилактика гравитационного шока - исключения внезапной остановки, постепенное замедление бега.

Первая помощь - пострадавшего в прохладное место, снять одежду, приподнять голову, охладить область сердца (холодный компресс), напоить. Понюхать нашатырный спирт, сердечные средства. При нарушении дыхания сделать искусственное дыхание.

При обморожениях на охлажденном участке чувствуется легкое пощипывание, затем чувствительность теряется. Особенно поддаются ему пальцы рук, ног, нос, уши. Если произошло обморожение нельзя растирать пораженные места снегом, он только повредит кожу. Делайте это осторожно до восстановления чувствительности, обмороженные места смазать жиром (вазелином) и к врачу.


Первая помощь при болевых ощущениях на учебно-тренировочных занятиях.


Частая повторная физическая нагрузка при отсутствии полного отдыха, недостаточного сна, нерегулярного питания, может привести к хроническому утомлению и переутомлению. В спорте такое хроническое переутомление носит название перетренировка. Состояние перетренировки требует специального лечения.

При беге на длинные дистанции - воспаление седалищного нерва. тазобедренного сустава.

У прыгунов - повреждение менисков и капсульно-связочного аппарата коленного и голеностопного суставов, поясничный отдел позвоночника.

При занятиях акробатикой, гимнастикой, фигурным катанием - острые травмы менисков коленных суставов, боковых связок, плечевого, локтевого суставов, ссадины, потертости, срывы мозолей на ладонях.

У пловцов - плечевого и коленного суставы, органов брюшной полости. позвоночника (ныряние).

Возможные повреждения должны тщательно изучаться и анализироваться, для их ликвидации.